Регистрация

Версия для слабовидящих
Заботьтесь же, прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова
Николай Гаврилович Чернышевский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.rsschool.ru/
Федеральный портал "Российское образование"
ЕГЭ18
гиа9
НОКОД
баннер
баннер
баннер
баннер
Сейчас на сайте: 37

ГИА-2018

31.07.2017

От классного часа к национальной идее

Национальная идея — это общие ценности, принципы, цели, вокруг которых происходит интеграция, объединение людей, народов и формирование новой общности, гражданской нации.

Президент РФ Владимир Путин убежден, что в РФ не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма; "это и есть национальная идея". По мнению президента, для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент или еще кто-либо об этом один раз сказал. "Для этого нужно сознание и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно", - заключил он[1].

Становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности – дело отнюдь не простое. И здесь каждый педагог, воспитатель, классный руководитель ищет свой путь.

 

[1] Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/politika/2636647

От классного часа к национальной идее

История одного проекта

 

 

Национальная идея — это общие ценности, принципы, цели, вокруг которых происходит интеграция, объединение людей, народов и формирование новой общности, гражданской нации.

Президент РФ Владимир Путин убежден, что в РФ не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма; "это и есть национальная идея". По мнению президента, для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент или еще кто-либо об этом один раз сказал. "Для этого нужно сознание и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно", - заключил он[1].

Становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности – дело отнюдь не простое. И здесь каждый педагог, воспитатель, классный руководитель ищет свой путь.

Для кого-то…

Ноябрь 2014 года. Готовимся с пятиклассниками к классному часу, посвящённому битве под Москвой. Уроки закончились, и вообще-то ребятам пора домой, но задержались самые горячие спорщики – детали обсуждают. И вдруг кто-то спросил:

- А для кого мы это делаем?

Тут же посыпались ответы:

- Для себя!

- Для себя, своих одноклассников!

- А для кого ж ещё?

Сказали и задумались:

- А ведь и правда, хорошо бы для кого-то…

Так и родилась идея проведения такого вот тематического классного часа «для кого-то». Пригласили младших школьников из группы продлённого дня, свою первую учительницу, кто-то позвал родителей, кто-то бабушку… Обсуждая потом итоги встречи, ребята решили, что это был полезный опыт и не только для них, но и ещё для кого-то… Произошло главное – ребятам стало важно «как слово наше отзовётся», разговор о родном Отечестве, за свободу и независимость которого люди воевали и погибали, должен иметь отклик, продолжение. Надо сказать, что отклик имел место и оказался, для меня, по крайней мере, неожиданным: младшие школьники атаковали учителя музыки просьбами разучить с ними те песни, что исполняли пятиклашки на этой встрече.

Только для себя…

А потом был классный час «Маленькие герои большой победы» - о детях, навсегда вписавших свои имена в историю нашей страны.  Снова для кого-то… А для себя вопрос: «А я бы так смог?». Нет-нет, не для обсуждения вслух, только для себя…

Да нет у нас таких!

- Ребята, напишите о ком-то из ваших родных, кто воевал в Великую Отечественную войну или в тылу трудился, приближая победу.

- Да нет у нас таких, Валентина Николаевна!

- Как нет? Поговорите с родителями…

- Да я спрашивал – никто ничего не знает…

Знакомый диалог, не правда ли? И чем дальше от нас огненные годы, тем больше будет тех, кто «ничего не знает». И не потому, что «нет у нас таких», и не потому, что война всё дальше и дальше. Нет. Всё дальше и дальше становятся родители от своих детей.

- Ребята, представляете, прапрадедушка Кристины участвовал в Финской войне, и Великую Отечественную прошёл от начала до конца. А прапрабабушка служила радисткой и в 1943 участвовала в освобождении Ленинграда! – читаю на перемене вслух редкие пока записки. – Посмотрите, и фотографии сохранились!

Обступают стол, рассматривают старые снимки, удивляются, а я знаю, что завтра будут ещё такие короткие заветные строчки:

- Мой прадедушка, Кудинов Иван Егорович, воевал в ВОв. Был рядовым. Когда он воевал под Ленинградом, его ранило в обе ноги. Два дня лежал в снегу на морозе, пока его не подобрали санитары. Остался инвалидом.

- Прапрадедушка Егорочкин Иван Захарович, заряжающий первой миномётной роты, отважно сражался в боях по прорыву обороны на Рославльском направлении. Имеет награды: медаль «За отвагу» и орден «Красной звезды».

Так начинал формироваться Бессмертный полк нашего класса. И с каждой весной в нашем полку прибывает. А это значит, что всё меньше тех, кто «ничего не знает», и всё больше семей, где родители стали ближе своим детям.

 

День пограничника

Из ученической анкеты:

Какие праздники вы отмечаете всей семьёй?  Дни рождения, Новый год и День пограничника.

Помню, на родительском собрании этот неожиданный ответ одной из учениц вызвал смех. А потом оказалось, что Ксюша чуть не единственная в классе знает, где служил её папа. Что ж, к наступающему Дню защитника Отечества ребята готовились самостоятельно, дома, в кругу семьи.

Какие это были вечера? Конечно, наполненные воспоминаниями о юности родителей, может, немного хлопотные (куда же подевался армейский альбом?), но это были вечера диалога родителей и детей. А со сцены ребята с гордостью называли род войск и тот отдалённый городок, где папа проходил срочную службу в свои восемнадцать лет. А потом пели песню, посвящённую настоящим и самым дорогим защитникам Отечества.  

 

История моей семьи в истории моей страны

И вот только после этих шагов, может, случайных, сделанных по наитию, стало возможным приступить к такой важной по своему значению для каждого подростка работе – проследить историю своей семьи в истории своей страны. Равнодушных не было. Ребята с упорством учёных исследовали семейные предания, документы, фотографии. Кто-то оформил свои исследования в виде презентации, у кого-то получились записи в толстой тетрадке. На заключительном этапе мы провели большой классный час, на котором говорили об истории нашей страны, и о том, как отдельные её вехи отразились в истории каждой семьи. Класс ребята оформили как музей семейных реликвий: здесь была и чёрная от времени икона, больше столетия охраняющая семейный род Кирилла, и национальный мордовский костюм, сшитый руками прапрабабушки Насти, и подстаканник, стакан и чайная ложка прапрадедушки Насти – набор, подаренный ему прапрабабушкой, его невестой, на свадьбу, и сборники «Педагогические династии Москвы» и «Педагогические династии Подмосковья», в которых есть странички, посвящённые семьям наших ребят. На классный час ребята пригласили своих родных, и они не смогли быть просто зрителями.  Например, бабушка Даши рассказала ребятам, как во время ВОв её родная белорусская деревня оказалась под немцами и как Дашина прапрабабушка, тогда молодая мама пятерых малолетних детей, оставшаяся одна (муж воевал), уводила от немцев свою корову (скот со всей деревни немцы согнали в колхозный сад для своих нужд). Завершился классный час дегустацией традиционных семейных блюд.

Да, наверное, и не надо никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма, а настоящий патриот своей страны вырастет только из патриота своей семьи – другого пути не дано.

 

[1] Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/politika/2636647

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

Комментарии: